В Нижнем Новгороде проходит фестиваль-лаборатория «Школа Современного Театра. Опыт драматических изысканий». Шесть нижегородских режиссеров представляют свои постановки на сцене Дома Актера. Лучшие из лучших будут определяться в двух номинациях: «Лучший режиссер» и «Лучший актер».
22 марта на сцене Дома актера был показан спектакль «Америка» по Францу Кафке, поставленный Михаилом Висилицким, Эмилем Каракуляном.
Согласно произведению Кафки, 16-летний немецкий эмигрант Карл прибывает в Америку, попадает под покровительство дяди сенатора, потом этого покровительства лишается из-за небольшой оплошности, остается без денег, работает сначала лифтером, затем прислуживает богатой даме Брунельде. Как он служит и как от нее уходит непонятно, потому что эта часть Кафкой не дописана. Далее он трудоустраивается в Большой Оклахомский театр и вместе с остальными нанятыми сотрудниками двигается на поезде в сторону Оклахомы. Собственно, на этом рукопись обрывается. Но этот факт вовсе не стал преградой для постановки, потому что инсценировкой занимался Михаил Висилицкий. А для него пару-тройку сцен дописать за гения — трудности не представляло никогда.
А вообще «Америка» Висилицкого — это спектакль для подготовленного зрителя, не только потому, что этот режиссер всегда был вне формата, и дело даже не в парадоксальности его режиссерских решений. У режиссера есть свой узнаваемый почерк, и его спектакли всегда узнаваемы, даже если это Кафка.
Вот и на этот раз 16-летний мальчик превращается в 45-летнего неустроенного плохо выглядящего немца, дядя-сенатор, Брунельда и два друга-безработных испаряются. От Кафки остаются кочегар, старшая кухарка отеля, лифт, где работал Карл и, конечно, Америка.
Последняя присутствует в спектакле весьма и весьма условно: только в виде фанерной статуи Свободы позади сценического пространства и кучки долларов из папье-маше — спереди. Все остальное — сексуальные переживания героев и, в большей степени, героинь, порой весьма физиологичные.
Одна из самых сильных сцен — набор в труппу Оклахомского Большого театра, которой в оригинале у Кафки нет. Несомненной удачей можно назвать также все танцевальные номера. Это неудивительно, спектакль по известным причинам дорабатывала известный хореограф-постановщик Ирина Тарачанова.
Напомню, победители фестиваля «Школа Современного Театра. Опыт драматических изысканий» станут известны сегодня вечером.
Текст: Елена Минская.