В Доме актера проходит фестиваль-лаборатория «Школа Современного Театра. Опыт драматических изысканий». Шесть нижегородских режиссеров представляют свои постановки, созданные за пределами рабочего времени. На кону — две номинации: «Лучший режиссер» и «Лучший актер». А пока представляю вам одного из участников фестиваля — спектакль «Бешеная балерина», поставленный Константином Кибардиным. Причем режиссер спектакля выступил и в качестве художника по костюмам, и сценографа, и, собственно, Балерины.
Конечно, перед посещением таких спектаклей всегда присутствует некий страх сравнения с кинобестселлером, ведь «Балерина» в исполнении Михаила Ефремова настолько убедительна, известна и любима. Но этот страх проходит уже через несколько минуту после начала спектакля, потому что сравнивать нечего — все один в один.
Мужчина в белоснежной балетной пачке, станок, кресло, плед — полное повторение киноновеллы. Впрочем, актер этого и не скрывает. Сразу признался, что на создание спектакля его вдохновили не тексты Григория Константинопольского и не история одинокой «вышедшей в тираж» неталантливой, а оттого еще более несчастливой артистки балета. И даже не магистральная мысль автора о том, что «если хочешь чего-то действительно добиться в жизни, зарабатывать надо только профессией». Константина Кибардина вдохновила блестящая актерская работа звездного коллеги — он захотел повторить этот опыт и прожить его по-своему.
Само по себе заслуживает уважения то, что все играется в режиме 47-минутного моноспектакля. Хотя стоит отметить, что режиссер вводит в пространство спектакля еще одного персонажа — аккомпаниаторшу. Не спорю, и Лист, и Рахманинов, и Шопен в живом исполнении здесь и к месту, и к теме. Но для чего сидит человек на сцене, если главный герой (или героиня) с ним не взаимодействует? Ведь не только же для того, чтобы спеть «Танго Магнолия»?
Без оглядки на контекст пьесы и драматургию можно сказать, что романс был исполнен блестяще, и зрители отметили это громкими аплодисментами. Да и сам спектакль, судя по всему, зрителям понравился, причем настолько, что они достаточно горячо и эмоционально на обсуждении спорили с критиками, которым восторги были понятны не вполне.
Какие бы мнения и оценки ни возникали, напомню, что это именно опыт драматических изысканий, и, на мой взгляд, опыт удачный. Поскольку речь все-таки идет о конкурсе, то главный вопрос в том, кого признают лучшим. Это станет известно уже сегодня.
Текст: Елена Минская.