«Загадай желание», «дай себе обещание» — ждешь-ждешь праздника, а всегда оказываешься не готов ничего улучшать. Почему? Нет ничего труднее определять самому, удачно складывается жизнь или нет. Кроме известного плаката, где черной икрой по красной написано «Жизнь удалась!», четких и ясных подсказок лично я не видела. Но и она в моем случае не работает, так как я икру не люблю, во‑первых, а во‑вторых, дорогая еда все-таки только часть жизненного успеха.
Зато как учитель русского языка и литературы я профессионально умею делать работу над ошибками. Обычно это происходит так. Моя повседневная жизнь, полная забот и разных поручений, как правило, от заместителей и помощников, составляющих мой график, вдруг начинает идти кувырком. Встречи отменяются, задачи усложняются, время замедляется… Все! Необходимо останавливаться и искать причины. Они ВСЕГДА связаны с какой-то ошибкой, случайной или системной, простой или сложной, неважно.
Простые: не то задание не тому человеку; элементарная забывчивость; безответственная перегруженность; неудачная прическа; трудная диета. Более сложные: неправильно поставленные цели; недооценка друзей и переоценка врагов и наоборот; невнимание к деталям; нелюбовь, оправдываемая чувством долга…
Каждый раз, замирая, как степной суслик на картинке из популярной энциклопедии, я подбадриваю себя: «Анализируй, ищи ошибки! Это ничего особенного! Это необходимо!» Хотя и страшно и обидно, как после диктанта в начальной школе. Старалась вроде, но оценка не «отлично», а «хорошо». Это раз. Опять неузнанными проскочили «типовые» ошибки. Это два. Они не грубые, но «на известные правила». Это три!
Последний пример. (Вот бы, кстати, на самом деле последний, а?) Я готовлю очередной «День школы». Все совещания проведены, задачи поставлены задолго, идеи обсуждены, выбраны лучшие, придумано новое праздничное меню для школьной столовой, заказаны автобусы для выезда в «Арсенал» и т. д. Конец праздника — море недовольных взрослых лиц (!), нет ощущения дня рождения и у меня. Не двигается дальше план школы, потерян темп работы, останавливаемся. Разбираем «завалы», даже по первым анкетам видно: цель «загрузить» и цель «развлечь» по понятным причинам даже в идеальном плане совпасть не могли! ОШИБКА! А среди пожеланий на будущее… правильно — праздник должен готовиться и проводиться именно как праздник!
Здорово было бы в какой-то следующий новый (инновационный) год попросить в подарок такую компьютерную программу, как та, которая поправляет немедленно орфографию. А здесь — план действий. Задумаешь чего — только сформулируй — и тебе прямоугольничек в центр экрана: «Внимание — ошибка!». В следующем году, я это точно знаю, мои любимые ошибки ждут меня. Но именно в этот раз (особенно в связи с редакционным заданием) обещаю себе не обобщать и не типизировать ошибки — это, как выясняется, в моем случае, как икра в виде символа успеха, не работает. То есть найти и классифицировать могу, а узнать потом — нет… Зато хорошо помню КАЖДУЮ незабываемую и, простите за банальность, неповторимую ошибку.
Вот их я и начну коллекционировать. Что-то вспомню сама, что-то подскажут дети — я ведь для них иногда даже преувеличивала масштаб историй. Соберу в виде сюжетов, может, и пригодятся не только мне. Хотя и мне тоже для книги под условным названием «Понятная педагогика». Собственно, вот здесь и есть главная интрига моего новогоднего обещания: я знаю, что должна пообещать себе именно это — дописать все-таки книгу, но… Не хочу повторять свою самую яркую детскую ошибку — выход вместо Снегурочки на основании одного только желания и похожести костюма.
…Боюсь, как тогда, рассердить Деда Мороза самоуверенностью…