В творческом пространстве Арт-завода состоялась презентация проекта «Прогулка с Эйфелевой башней», который все — и организаторы, и зрители, и участники — назвали авангардной.
Возможно, это произошло потому, что спектакль входит в программу мероприятий «Каравана фестивалей уличных театров мира», а до июня 2014 года, вплоть до II Фестиваля Уличных театров в Нижнем Новгороде, будет играться в закрытых помещениях. И в этом стыке пространств и атмосфер есть, несомненно, новая творческая мысль. Ведь уличный перформанс ни постановочной заданности не имеет, ни творческих границ практически не знает. В то время как пространство сцены — это, прежде всего подчинение жестким правилам света, мизансценирования и хоть какой-то, пусть условной и ремесленной, но режиссуры.
В этом смысле выбор площадки — удачное решение. Да, это не должна быть сцена в чистом виде, здесь свою роль очень грамотно сыграл так называемый «культурный кластер». Кстати, идея именно кластеров, а не отдельно взятых галерей, сцен и кафешек с легкой руки Арсенала набирает обороты в последние два года в нашем городе. По крайней мере, по тому, как растет их количество, можно судить, что спрос у аудитории на времяпровождение в пространстве а-ля культурный фьюжн, есть.
Но вернусь все-таки к нашей «Башне». Это, что называется «полный фьюжн»: живая музыка, театр, кино, живопись, инсталляция, показ моды, а также по традиции уличного театра — импровизированный перформанс. Кроме того, участниками постановки являются актеры, танцоры, музыканты, фотографы, художники и даже писатели с поэтами. И то, что все согласились принять участие в этом творческом эксперименте — тоже, кстати, показательно.
Конечно, давно известно, что все великие прорывы и открытия совершались на стыке чего-либо — наук, форм, значений, смыслов, художественных символов. Но этот «стык», соединение противоположного стал и творческим знаменателем нашего времени. Если 500, 300 или 200 лет назад художник шел к такому открытию интуитивно и всю жизнь, причем без гарантии, то для нас с этого «закона единства и борьбы противоположностей» только-только начинается сценарная разработка. Не говоря уж о том, что для многих удачливых арт-менеджеров это является основным маркетинговым ходом. Если вспомнить наиболее удачные творческие проекты последнего времени, то это и есть, по сути, творчество на стыке разных искусств: модного показа и театра http://bellissimotv.ru/?id=10727">(«Идеологическое дефиле» Вадима Захарова), читки и сценического решения (http://bellissimotv.ru/?id=15111">проект «Drama_talk»), видеоарта и музыки (http://bellissimotv.ru/?id=16205">«Невозможные объекты» группы «ПРОВМЫЗА») или же видео, музыки, песни и танца сразу (http://bellissimotv.ru/?id=15109">аудиовизуальный эксперимент «Аркаим»).
Строго говоря, никакой культурной америки этот проект не открыл. А вот прогулка по Парижу получилась действительно и приятной, и насыщенной, и неожиданной. По-настоящему оригинальное решение представил театр POSLE SLOV со своими пластическими импровизациями, поэты и писатели из театра «Живой Литератор» поучаствовали в литературном интерактивном перформансе. Больше всего удивили зрители, активно и практически стопроцентно включившиеся в танец под известный французский шансон «Champs Elysées». Это, собственно говоря и было ответом на вопрос: а готов ли наш зритель к авангарду. Зритель ответил: «Да!».
Фоторепортаж Bellissimo: http://bellissimotv.ru/?id=16572">Постановка «Прогулка с Эйфелевой башней».
Текст: Елена Минская.
Фото: Евгений Алексеев.