Смотрите видеоверсию журнала: Россия 1, Россия 24, Волга
Новости

18.11.2013 18:03Игра в «Невесомость»: в Арсенале открылась выставка современного искусства

Игра в «Невесомость»: в Арсенале открылась выставка современного искусства

Когда слышишь формулировку «выставка современного искусства 2000-х годов», ждешь от экспозиции чего-то необычного, нестандартного, не вписывающегося в рамки классического искусства — каких-то инсталляций, перформансов, мыслей, оформленных художником порой в неясные формы. С первого взгляда выставочный проект «Невесомость» именно такой. Одно то, что экспонаты выставки никак не связаны с космосом, удивляет и настораживает: «Так о чем же, если не о космосе?»

Куратор выставки, автор многочисленных искусствоведческих статей и текстов по актуальным проблемам современного искусства Елена Селина признается, что «Невесомость» специально создавалась для музейно-выставочного центра «Рабочий и Колхозница». «И genius loci, гений места, там связан с космосом. Это и музей космонавтики, и гостиница „Космос“, да и само пространство музея „под юбкой“ Колхозницы, которое одновременно развивается и вверх, и вниз, провоцирует ассоциативный ряд про невесомость», — рассказывает куратор выставки.

Невесомость приобретает в этом проекте и другой, дополнительный смысл, который для посетителей и художников более важен. По словам Елены Селиной, человек по-разному реагирует на невесомость. Одна группа людей впадают в депрессию, состояние второй характеризуется как «зависание» и ожидание конца эксперимента. Третьи пытаются приспособиться (и именно их берут в результате в космос). У четвертой группы просто непредсказуемый тип поведения. И выставочный проект, открывшийся 15 ноября на первом этаже Государственного центра современного искусства «Арсенал», стал своеобразной игрой художников и куратора в «невесомость». В своих произведениях они как бы отразили свою реакцию на окружающий мир, свои размышления о нем.

«На мой взгляд, в современном искусстве преобладает именно вторая реакция на невесомость — „зависание“. Человек не растерян, не угнетен, но он живет интенсивной внутренней жизнью. Он лишь формально нем. Художник не реагирует, а „зависает“. Ничего как бы не происходит, но искусство начинает прогнозировать будущее, то, что с ним может произойти. И следующим этапом современного искусства станет прыжок через невесомость, между реальностью и нереальностью», — дает характеристику представленным работам Елена Селина.

Кстати, визуальный ряд выставки сопряжен с текстом. Рядом с работами размещены слова автора о том, что они думают о ситуации, которая нас окружает. Это позволяет на более глубоком уровне понять искусство семи художников поколения 2000-х. 

При входе в зал первыми видишь три огромных фото Сергея Сапожникова. Стилистически они напоминают граффити, но понять, что на них изображено, проследить ход времени и изменение пространства непросто. Композиция каждого кадра намеренно перегружена излишним количеством предметов, фактуры. Позы человека в кадре кажутся неестественными: он словно застрял, „завис“ в пространстве. Читаешь текст рядом с фото: художник сделал эти снимки в 2007 и 2012 годах, в одном и том же месте под Ростовом-на-Дону. И, несмотря на такой разрыв во времени их создания, зритель не видит между ними принципиальной разницы. И время, и пространство будто неизменны, в них не видишь жизни.

Не менее интересны работы уличного художника Кирилла Кто. Елена Селина причисляет его к типу «художников-странников», которые «путешествуют» между улицей и залами. Одна из его работ — это надпись на белой стене зала, которая гласит: «Пытаюсь быть уверенным, даже уверен, что на улице эта надпись была бы гораздо убедительнее». Он словно хочет вырваться из замкнутого пространства выставочного зала, потому использует его так, как если бы организовал эту выставку на улице.

Не сразу замечаешь, что над головами, на проводах висят коньки. Для городской уличной среды — дело обычное: так развлекаются студенты, хулиганы. В некоторых странах забрасывание обуви считается свадебным ритуалом и даже сигнальной системой наркоторговцев. Но для Кирилла явление шуфити (от английского shoefiti) означает совершенно иное. «Ботинки на проводах — это потеря движения, направления. То, что должно двигаться, неподвижно», — говорит художник. В тексте рядом с его работами сказано: «Не совершается никаких решительных, безапелляционных, неисправимых серьезных действий. И это скорее даже не невесомость, а отсутствие потенциальной энергии и воли к движению к какой-то точке».

Работы Кирилла стали своеобразным протестом против бессмысленных жестов уличных художников, которые рисуют неясные символы на виниловых баннерах, стенах, дверях. Кажется, что они так борются со всем тем, что кажется им уродливым в городском пространстве. Но «жест художника ничтожен в борьбе с безликой государственной машиной. Ты хочешь, чтобы люди работали над созданием более позитивного архитектурного облика, но все, чего я могу добиться своим художественным жестом, это лишь вызвать чувство стыда», — добавляет Кирилл Кто.

 

Кирилл Кто, заместитель директора ГЦСИ «Арсенал» по творческим вопросам Елена Белова и Мария Сумнина

Невесомость как отсутствие баланса представлена в произведениях Александра Повзнера. Все вокруг хрупко, несбалансированно, ненадежно — говорят его работы. Это и металлическая лестница, потерявшая часть ступеней, а потому словно оборвавшаяся: часть лестницы продолжается вверх, а часть наоборот направлена вниз. Или детская площадка, представленная некоей техно-каруселью из цепей и сидений из порванных шин. Сядешь на одно из них — разрушится вся конструкция. «Баланс — это то состояние, в котором человек или предмет находится здесь и сейчас. Саша не сразу включился в нашу игру в „невесомость“, но его рассказ совпал с нашими ощущениями: он тоже испытывает состояние потерянности и хочет найти точку опоры. Кратковременность этого баланса и есть сегодняшняя норма», — отмечает Елена Селина.

«Эквалайзер» — работа художников группы «МишМаш», Михаила Лейкина и Марии Сумниной — действительно напоминает звуковую волну, составленную из дощатых заборов и тряпок. Правда, из-за такого забора много не услышишь. А хочет ли человек, находящийся за ним, вообще что-то слышать? Мария Сумнина отвечает: «Сегодня в медиапространстве очень много текстов, слов, и из-за огромного их количества сама их значимость стирается. И звук становится молчанием, пустотой». Только для каждого «Эквалайзер» имеет свое значение: кто-то им отгораживает что-то ненужное в своей жизни, а кто-то отгораживает этим забором себя от всей информации извне.

На открытии выставки группа «МишМаш» представила также перформанс под названием «SuperJew дает советы на любую тему за 10 рублей». SuperJew — антисупергерой, который пытается слиться с пейзажем, со средой, но на любой картинке выглядит как коллаж, вклеенная фигура. Кажется, что может быть ценнее, чем совет? И он спешит на помощь. 

«Оказывается, что ситуация, когда внезапно можно получить совет от в некотором роде анонимного источника, очень востребована, она снимает психологическую преграду. Странная цена — 10 рублей. Это вроде и не серьезно, и в то же время включает в человеке рефлекс потребителя: оплачено, значит, серьезно. В результате люди задают действительно откровенные, волнующие их вопросы, на которые получают ответ, какой-то вариант решения», — рассказывают Мария и Михаил.

Этот персонаж очень органично вписался в контекст выставки. SuperJew помогает найти ответы на вопросы, вовлекает человека в беседу с самим собой, чтобы он нашел для себя «точку опоры».

Михаил и Мария отмечают: «Они задавали вопросы людей, стоящих перед выбором в бесконечном пространстве возможностей. Однако человеку порой кажется, что его возможности ограничены. Задача SuperJew с помощью совета помочь понять, что это так и не так одновременно. Перформанс индивидуальный и не ограничен по времени, зритель сам заканчивает его, когда поймет, что совет получен». К слову, один из разговоров SuperJew и человека, пришедшего за советом, длился почти 40 минут.

«Невесомость» стала проектом, в котором художники поколения 2000-х изучают реальность вокруг, а зрители становятся соучастниками процесса погружения художника в себя. Как отмечает Елена Селина, выставка показывает, что «искусство пришло в движение. Нас в реальности ждут непредсказуемые ситуации, и мы не знаем, как отреагируем на те или иные события. Поэтому эта выставка стала инструментом постижения всего вокруг, в том числе и себя».

Посетить выставку «Невесомость» нижегородцы смогут до 19 января 2014 года.

Текст: Светлана Лыскова.

Фото: Татьяна Демидова. Фото предоставлено пресс-службой ГЦСИ «Арсенал».

Пока нет комментариев

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

RSSВконтактеFacebookBellissimo в TwitterYouTubeGoogle+
Выгодно!вкусно!Полезно! Торговые ряды «Жар-Птица»
Вход для пользователей
ГК «Столица Нижний»ЖК Новая КузнечихаЖК «Цветы»ЖК «Седьмое небо»ЖК «Аквамарин»Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний»ТЦ «Этажи»ТЦ «Республика»ТРЦ «Фантастика»ТРЦ «Седьмое небо»ТРЦ «Жар-Птица»Журнал «Столица Нижний»Газета «Патриоты Нижнего»МК в Нижнем Новгороде
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 409

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной
службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):
Свидетельство Эл № ФС77-60833 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Created by GraphitPowered by TreeGraph