Наталья Егорова,
врач-гастроэнтеролог и физиотерапевт центра диагностики и лечения «Академия VIP»
Бывает, просыпаешься в хорошем настроении и весь день производительность труда на максимуме. А иногда встанешь не с той ноги, и рабочий день идет кувырком. Оказывается, то, как мы трудимся, зависит не столько от настроения, сколько от биологических ритмов. Постарайтесь планировать рабочий день, учитывая свои биоритмы.
• С 5 до 6 часов. В это время растет температура тела, нарастает выработка гормонов активности — кортизола и адреналина. Некоторые люди считают, что подъем в 6 утра благоприятно влияет на состояние организма, но это не так. Если человек встает в это время, то в течение дня он будет чувствовать себя разбитым и его работоспособность будет ниже.
• С 7 до 9 часов. Подъем, физкультура, завтрак. Самым комфортным считается подъем в 7 часов утра, до 9 часов организм активно просыпается. В это время обязательно следует хорошо позавтракать — это повлияет на работоспособность днем.
• С 9 до 11 часов. Время высокой работоспособности, к тому же к 11 часам повышается иммунитет. Утром очень хорошо работает кратковременная память, поэтому разработку каких-либо проектов, заключение договоров нужно назначать на первую половину дня. Это время считается самым продуктивным для работы.
• 12 часов. К полудню стоит уменьшить физические и умственные нагрузки: в 12 часов вся кровь перемещается к внутренним органам, в это время по биологическим ритмам организм человека требует подпитки, поэтому мы хотим есть.
• 13 часов. Обеденный перерыв.
• С 13 до 15 часов. После обеда необходимо дать организму отдохнуть. В идеале хорошо бы вздремнуть минут двадцать: получасовой сон в это время равен тому, как если бы человек полноценно поспал полтора часа. Если отдых невозможен, то хотя бы не назначайте на это время ответственные дела и переговоры.
• 16 часов. Начинается подъем работоспособности. С 16 до 19 часов у большинства из нас наблюдается высокий уровень интеллектуальной активности, в это время многим из нас в голову приходят оригинальные идеи и свежие мысли.
• 19 часов. Время ужина.
• С 20 до 21 часов. В это время для здоровья полезны легкая физкультура, прогулки на свежем воздухе.
• 22 часа. Время для сна. В организме начинает вырабатываться мелатонин — гормон сна, здоровья и иммунитета. Если продолжительное время ложиться за полночь, можно запросто впасть в депрессию.
От того, как и что мы едим на работе, зависит не только наша производительность, но и здоровье. Несколько простых правил помогут повысить и то, и другое.
• Не пропускайте приемы пищи. В течение дня нам необходимы три основных приема пищи — завтрак, обед и ужин. Между ними два небольших перекуса: в 11.30 — второй завтрак, в 16.30 — полдник. Здоровый перекус — это не кофе с пирожными, оптимальный вариант — свежие фрукты или сухофрукты с орехами: пяти-семи орехов, двух-трех кусочков кураги или одного большого инжира будет достаточно.
• Завтрак обязателен. Многие из нас завтракают кофе с бутербродами, но такое меню не в состоянии обеспечить нас энергией на весь день. Оптимальное решение — фрукты, овощи, каши. Если не можете без белковой пищи, приготовьте яичницу, только не добавляйте в нее колбасу, лучше — куриную грудку. Вместо кофе — стакан свежевыжатого сока.
• Отвыкайте от кофе. Конечно, кофе взбадривает и стимулирует, но при таком постоянном «взбадривании» организм быстро устает от кофеина или привыкает к нему и перестает на него реагировать. Лучше приготовьте зеленый чай или свежевыжатый сок.
• Обед — между 13.00 и 14.00. Это самое физиологичное время для основного приема пищи. Лучше на это время покинуть офис, выйти в столовую или в кафе на бизнес-ланч. Даже если вы понервничали, в обеденное время необходимо расслабиться, пообщаться с приятными вам коллегами. Если же стресс не отпускает, лучше пропустите обед: прием пищи в таком состоянии принесет больше вреда, чем пользы. Выпейте стакан сока, а пообедаете, когда успокоитесь.
• Фастфуд — главный враг желудка. Основная причина желудочно-кишечных заболеваний у офисных сотрудников — фастфуд, врачи настоятельно рекомендуют от него отказаться. Если нет возможности сходить в столовую или кафе, лучше принести еду с собой из дома.
• При стрессе поможет сладкое. Это на своем опыте знают многие женщины. Только не надо «заедать стресс» пирожными, лучше — пара долек горького шоколада.
Известно, что каждый предмет несет свою энергию, которая может как помогать, так и мешать в работе, поэтому располагать их нужно в определенной части стола. Итак, условно разделите свой стол на шесть равных прямоугольников:
E | D | C |
F | A | B |
А— зона карьеры. Это почетное место для компьютера. На эту часть должен быть направлен источник света. Если вы не пользуетесь компьютером, то зона А должна быть свободной от лишних бумаг и предметов, здесь находится самое необходимое.
В — зона помощи. Часть ее занимает коврик с мышкой. Здесь может стоять телефон, лежать необходимая справочная литература. Согласно учению фэн-шуй, желательно положить какой-либо блестящий предмет: ручку или просто металлическую пластинку, придерживающую бумаги.
С — партнерская зона, место для деловых писем и папок с рабочими бумагами. Папку с судебными исками и жалобами, а также колющие и режущие предметы: ножики и ножницы — лучше спрятать в ящики стола. Во всяком случае убрать из этой зоны.
D — зона семьи, обычно она скрыта за компьютером. Оживите зону семьи любимой фотографией и безделушкой, милой вашему сердцу. На боковые открытые края поместите письменный прибор.
Е — зона богатства и душевного комфорта. Здесь уместны часы, чашка и цветы. На стол с компьютером предпочтительнее поставить кактус. Если компьютера на столе нет, то можно выбрать любое зеленое растение — символ роста и финансового благополучия.
F — зона знания. Здесь могут лежать книги, помогающие в работе, еженедельник, в общем, источники, из которых вы черпаете нужную информацию.
Ведущие психологи мира доказали, что многое в служебных успехах зависит от расположения рабочего стола.
Идеальное расположение: спина «защищена» стеной или перегородкой, дверь «контролируется» взглядом, окно заметно боковым взором.
Если ваше место недалеко от двери, то поставьте стол так, чтобы сидеть к двери боком. Избегайте положения спиной ко входу — подсознательно вы будете ожидать внезапной «атаки». Положение лицом к двери постоянно создает отвлекающие ситуации — вам адресуются все вопросы входящих коллег и посетителей. Место у окна — наиболее уютное и комфортное. Но стол следует развернуть к окну боком. Если вы сидите напротив окна, то оконный пейзаж уведет ваши мысли в заоблачные дали, да и яркое поле компьютерного монитора, обрамленное солнечными бликами, пагубно воздействует на глаза.