19.10.2013 12:39:00Анна Гор

Как работают нижегородские меценаты



Анна Гор


    Анна Марковна, давайте для начала проясним разницу между понятиями «благотворительность» и «меценатство».



    Благотворительность — это помощь тем, кто в ней нуждается. В том числе и культуре, поскольку это сфера, почти не имеющая собственных экономических возможностей зарабатывать деньги. Меценатство — совсем другая история, лично мне более симпатичная. Как мы помним из античной истории, Меценат считал, что художники — влиятельные люди в государстве, которые через художественные образы, через дискуссии создают важные политические смыслы. В кружке Мецената обсуждалась идеология, создавалась культурная политика государства. Можно сказать, что меценат — это высшая степень развития благотворителя.



    У нас в Нижнем Новгороде кого больше — благотворителей или меценатов?



    У нас есть потенциальные меценаты — люди, которые по своему уровню восприятия культуры вполне созрели для меценатства, но механизмы для их деятельности еще не созданы. Ведь меценат должен работать не в ущерб себе, за свою деятельность он должен получать от государства какие-то преференции. Закон о меценатстве уже долго лежит в Госдуме, но до сих пор так и не принят — видимо, все боятся, что он откроет новые возможности для злоупотреблений, коррупции.



    А как действуют подобные механизмы в других странах?



    Например, в Бразилии принят закон, который позволяет не платить подоходный налог, а передавать эти деньги в полном объеме культурным организациям, в основном музеям. Как итог — Бразилия переживает невероятный музейный бум, местные музеи вышли на другой уровень качества и с точки зрения инфраструктуры, и с точки зрения содержания. А в Америке вообще нет государственного финансирования культуры, зато у бизнеса есть выбор — отдавать налог государству или собственноручно пожертвовать его на культуру. Адресная налоговая поддержка очень важна: люди, жертвуя на культуру, точно знают, что конкретно они поддержали своими деньгами. В Германии частное лицо, купившее произведение искусства, освобождается от налога на имущество, если это произведение выставлено в музее. Часто человек просто завещает купленную им картину музею, поэтому в немецких музеях нередко можно видеть табличку: «Эта картина была передана тем-то и тем-то». Людей давно нет, а имя их живет.



    А в нашем городе как благотворители поддерживают искусство?



    Конечно, помощь есть, и есть тенденция к ее увеличению. Но пока что наши состоятельные люди в области культуры делают то, что интересно им самим, скажем, собирают коллекцию, которая соответствует их личным вкусам — не слушают экспертов, а сами пытаются играть на культурном поле. В этом есть определенная честность — коллекционер собирает то, что ему приятно, что его греет. Я знаю, что многие планируют выставлять свои коллекции на всеобщее обозрение.



    Какое искусство в основном интересует нижегородских коллекционеров?



    У нас предпочитают современную умеренно модернистскую живопись, связанную с нашей территорией. Коллекционировать нижегородских художников — достойное дело, но ценность такой коллекции так и не выйдет за пределы нашей территории, она не конвертируется в международный успех. Серьезные коллекционеры давно не покупают у себя дома, потому что мир стал глобальным. Например, я недавно вернулась с венской художественной ярмарки New contemporary, которая сейчас принадлежит русскому бизнесмену Дмитрию Аксенову, туда со всего мира съезжаются и художники, и эксперты, и покупатели современного искусства. Собирать собственную коллекцию — достойное занятие, но есть и другая сторона помощи искусству, когда музей обращается к состоятельному человеку с конкретной просьбой: «Пожалуйста, купите нам это произведение». Так в нашем городе тоже бывает, но гораздо реже. Например, мэр Олег Сорокин передал музею Рукавишникова историческое подносное блюдо, в прощлом веке подаренное депутатами нижегородской городской думы Николаю II.



    «Арсенал» организует довольно затратные проекты. Откуда вы на них берете деньги?



    Проекты, которые входят в наше госзадание, финансируются нашим учредителем — Министерством культуры России, это примерно треть нашего бюджета, все остальное находим сами — это и гранты, и заработанные средства, это и целевое финансирование в рамках совместных проектов.



    А много ли жертвуют благотворители?



    Деньги нижегородских благотворителей сейчас составляют примерно одну десятую общего бюджета. Сюда относятся и совместные проекты, например, прошлогодние выставки «Искусство света» венгерских художников Вальдемара Маттис-Тойча и Тибора Чернуша — они были организованы при поддержке почетного консула Венгрии Элады Нагорной. Думаю, что это направление сотрудничества будет развиваться: по мере того, как люди будут больше узнавать о современном искусстве и находить интерес в его финансировании, будет расти и поддержка.



    
        
            
            
        
        
            
            
        
    

                

                

                Мэр Олег Сорокин в «особой кладовой» дома Рукавишниковых

                Художник Вальдемар Маттис-Тойч на своей выставке «Искусство света»


     


ГК «Столица Нижний» ЖК «Симфония Нижнего» ЖК «Новая Кузнечиха» ЖК «Цветы» ЖК «Седьмое небо» ЖК «Аквамарин» Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний» ТЦ «Этажи» ТЦ «Республика» ТРЦ «Фантастика» ТРЦ «Седьмое небо» ТРЦ «Жар-Птица»
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 412