Пьесу Горького «Дачники» критики называют «самой темной». А вот спектакль Омского драмтеатра по этой самой пьесе, пожалуй, можно назвать самым сексуальным. И это еще мягко выражаясь…
Такое количество сексуальной энергии и натурализма на нескольких квадратных метрах сцены под текст великого писателя выдержали не все зрители, ох, не все. Некоторые, уходя, даже гневно хлопали дверями и негодовали весьма бурно. Негодовали, может быть, и вполне справедливо, а может, и нет — ведь у творца, у режиссера есть полное право на художественное самовыражение. Его, кстати, тоже в спектакле достаточно, чего только стоит сценография: сервированный стол, главным блюдом на котором выступает голова, поющая потрясающую пронзительную песню, а вокруг — жующие мимы. Вот это завязка! Одно только это заставляет ожидать чего-то далекого от привычной классики.
И действительно, современные одежды, современный дачный антураж, так хорошо всем знакомый, — на этом фоне актеры по-современному проживают свои роли. Если у Горького интеллигенты на даче рассуждают о своей тяжкой судьбе, а как только назревает реальный драматический конфликт — все срочно идут пить чай, то здесь — жизнь как она есть. Если «люблю» — сразу на сеновал, а уж если «ты не прав», то сразу в ход кулаки.
Вообще, актерская подача необычна для нижегородского зрителя, и это очень интересно. На сцене можно увидеть новые лица, причем, надо заметить, довольно красивые. Это, видимо, визитная карточка театра — очень красивая труппа.
Также в глаза бросается то, что можно назвать фирменным стилем театра, — «киношное», если можно так выразиться, актерское существование в сценическом пространстве, т.е. без нажима, без «педалирования», без «пота», упаси Станиславский. Все настолько точно и почти всегда со вкусом, что смотрится легко и на одном дыхании.
Финальная сцена — изюминка спектакля — стала своего рода режиссерским объяснением. Все герои сели в ряд и начали проговаривать классический текст так, как он звучал бы лет тридцать назад, а может, и сорок со всеми «ах, я уйду», «ах, как же все пошло» и другими театральными жестами. Такая «классическая» концовка не просто объяснила позицию постановщика, она во многом убедила меня, что его современный Горький гораздо более «живуч» и интересен, чем застывший в своей эпохе.
Единственное, что осталось для меня неизвестным — досмотрела ли до конца спектакль правнучка Горького, которая присутствовал на спектакле в качестве почетного гостя. А если досмотрела до финала, то что она думает об этой постановке пьесы своего великого прадедушки.
Текст: Елена Минская.
Фото предоставлено пресс-службой Нижегородского государственного академического театра драмы им. М.Горького.