VI Российский театральный фестиваль имени Максима Горького продолжается сегодня спектаклем «На дне», который нижегородцам представят актеры Вильнюсского городского театра. Артисты Дарюс Мяшкаускас, Раса Самуолите, Даинюс Гавенонис и Дарюс Гумаускас в ходе пресс-конференции рассказали о предстоящем спектакле и о принципах работы театра режиссера Оскара Коршуноваса.
Так, артисты сразу объяснили, почему постановка самой известной пьесы М. Горького занимает всего 1 час 10 минут. Режиссер спектакля не впервые работает с этой драмой: в полном формате «На дне» было поставлено в Национальном театре в Осло (Норвегия). Но, несмотря на проделанную работу, для Оскара Коршуноваса остались нерешенными многие вопросы, озвученные в спектакле. Поиском ответов на них и стала новая постановка в Литве, которая представляет собой последний, четвертый акт горьковской пьесы с вкраплениями монологов из других актов.
Этот спектакль интересен и своим сценическим решением.
«Постановка рассчитана на малый зал. Обычно мы играем на зал в 60 человек, на расстоянии вытянутой руки. Спектакль можно назвать камерным. В Нижнем Новгороде зрителей будет больше, и для нас, актеров, это станет небольшой сложностью: перед таким количеством людей мы ещё не играли», — рассказывает Дарюс Мяшкаускас, играющий Барона в спектакле.
Кажется: а в чем же сложность? Артисты театра привыкли играть на публику, и чем её больше, тем лучше. Однако это правило не работает в конкретном случае. Все действие проходит за столом, к которому на места с одной стороны подсаживаются зрители, а с другой — актеры. Артисты не только играют положенную им роль, они буквально общаются со зрителем, рассказывают ему свою историю, смотрят в глаза.
«В этом спектакле зритель очень важен, так как он может менять спектакль. Мы общаемся со зрителем, смотрим на него. И это требует от актеров не высшего пилотажа в работе, а умения чувствовать, что с нами как с актерами происходит здесь и сейчас. И в этот момент зритель и актер едины, они партнеры», — объясняет Раса Самуолите (Настенька).
Зритель для актеров Вильнюсского городского театра и правда самая важная персона на спектакле. Наверно, заботой о зрителе, о верном понимании им поставленных проблем и продиктованы репетиции перед каждым спектаклем, сколько бы лет назад он ни был поставлен.
«Зрители порой не верят, что этот спектакль был создан в 2008 году. И нам важно сохранить это чувство свежести спектакля, чтобы он не был герметичным, закрытым, чтобы классика звучала современно, чтобы чувствовался пульс настоящего дня», — отмечают актеры.
Такой подход позволяет в деталях трансформировать спектакль, «освежать» его новыми приемами и, например, в качестве декорации в постановке перед Рождеством поставить скупо наряженную елку, а зрителей в ходе действия угощать только что купленной едой.
Даинюс Гавенонис, играющий Сатина, рассказывает: «И получается, что мы в свою ночлежку пригласили зрителей. Они с нами ели, пили, слушали наши разговоры о правде и надежде. Надо было видеть их лица, когда оказывается, что Актер повесился. Застолье моментально превращается в поминки. Для нас самих это было эмоционально интересно, мы сами осознали, что произошло, а зрители вместе с нами переживали эту беду».
По словам актеров, «На дне» объездил уже не одну страну, был лауреатом фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Польше. И хотя все монологи идут на литовском языке (зрителям других стран текст переводится титрами), проблемы, озвученные Горьким в пьесе, одинаково волнуют всех зрителей. К слову, актеры Вильнюсского городского театра прекрасно владеют русским языком, и часть фраз спектакля для русскоязычных зрителей будет произноситься по-русски.
«Этот спектакль не про русских, не про Россию, а о нас, о людях. Оскарас Коршуновас ставит спектакли про себя. И такие постановки влияют на зрителя лишь тогда, когда проблемы в них становятся для актера личными. Мы убираем из классического спектакля то, что нам мешает поверить в ситуацию. Зачем мне клеить усы? Я лучше не буду бриться! Так роль становится кушеткой психоаналитика, когда ты углубляешься в свой образ. Играть Горького счастье, произносить его текст „вкусно“. Это абсолютно современная пьеса», — отмечает Дарюс Мяшкаускас.
В заключение пресс-конференции артисты отметили, что на спектакль Горького нужно прийти открытым, без предрассудков, тогда спектакль удастся не только для самого зрителя, но и для каждого актера.
Текст: Светлана Лыскова.
На фото: сцены из спектакля «На дне» Вильнюсского городского театра. Источник: http://www.okt.lt">www.okt.lt