Осень традиционно принято считать временем поэтов и философов. Время сбора урожая как-то само собой располагает к обобщениям и глубоким ценностным выводам, кое-где прямо переходящим в поэтические строки.
Что такое осень — это вопрос не для педагога. У меня к окончанию лета сверстаны все планы и намечены главные цели на год. Хочется сказать, что они также правильно оформлены, но это будет, мягко говоря, не очень правдиво…
Что такое планы — вот мой главный вопрос на осень. Если считать творческими планами разноцветные листочки, небрежно приклеенные к отчетам за прошедший учебный год, то это не даст представления о широте замыслов и богатстве идей. Действительно, мои, точнее, НАШИ, планы рождаются на семинарах и учебных занятиях с разными учителями и воспитателями, инструкторами и даже… юристами и экономистами. Рождаются, чтобы тут же стать новыми учебными предметами, изменениями во внешнем и внутреннем облике школы.
Знаете, что самое обидное? Выживают, как правило, далеко не самые простые и очевидные задумки. Видимо, в этом состоит особенность творческих планов. Всем без исключения интересно попробовать сделать новое, неизвестное, амбициозное и красивое. Никому (за исключением ближайших моих помощников) не интересно делать работу над ошибками и изменять уже существующие правила, традиции, темы, праздники, соревнования, олимпиады…
Вот эту атмосферу составления общего плана я люблю именно за ее наивность и поистине детскую непосредственность. Взрослые люди, собравшись в группы по интересам, радостно рисуют схемы и предлагают маршруты, обсуждая совместные уроки (музыка и история, изо и информатика, английский язык и… спорт). Нет никаких рамок, нет (ПОКА!) привязки к скучным вещам вроде расписания и режима дня, качеству учебников и количеству музеев и выставочных площадок. Есть только мечты и идеи, настроение нового года и встречи с единомышленниками.
А потом… Вот что не любит никто. Потом происходит мучительный процесс перевода планов творческих в планы рабочие. Я стараюсь как можно дольше не переходить к этой части. Именно там возникают недетские обиды и непонимание, жажда высшей оценки и нежелание объяснить подробности с мотивацией «мое дело придумать ЧТО, а КАК — пусть другие думают!»
Наступает время моих творческих (они же, как правило, и рабочие) планов. Я точно знаю, как соединить в совместной работе только что поссорившихся коллег правильным названием их работы, я стараюсь учесть малейшие изменения в настроении основных учителей и «неглавных» предметников, я ужасно жалею самые неожиданные проекты за их, как правило, несвоевременность.
Моя работа — настроить ВСЕХ на общий лад и добиться принятия каждого решения в отведенные сроки. Вот что тут может быть творческого для меня лично?
В момент моих монологов на педагогических сборах я чувствую себя то поэтом и философом, то клоуном и дрессировщиком. Но всегда — УЧИТЕЛЕМ. Я с ними на одной волне, с моими учителями, я учу их тому, что считаю главной темой следующего года.
А главная тема — школа, новая, загородная, с собственными спортивными, театральными и музыкальными возможностями. И да, еще танцы! Хорошо, если тоже на свежем воздухе. Свежем! Во всех смыслах!