Смотрите видеоверсию журнала: Россия 1, Россия 24, Волга
Новости

03.06.2013 18:38Константин Гроусс: «Мы делаем идеальный город»

Константин Гроусс: «Мы делаем идеальный город»

Раз в год промышленный город Выкса в Нижегородской области превращается в культурный центр мирового масштаба: здесь проходит Международный фестиваль новой культуры «Арт-овраг». В последние дни перед фестивалем работа кипит: стены панельных пятиэтажек обросли строительными лесами, на которых трудятся художники-граффитисты, в парке слышен визг пил, треск сварки и стук молотков — искусство теперь делают так.

О новой культуре и о культуре нового, а  также о том, кому и зачем все это нужно, мы попросили рассказать одного из кураторов «Арт-оврага» Константина Гроусса.

— Диалог – это слово является, пожалуй, ключом ко всему фестивалю.

Да, мы планировали нашу работу так, чтобы возник диалог на разных уровнях: диалог обычных горожан и художников с мировым именем, диалог исторической городской среды и того нового необычного искусства, которое после фестиваля останется на улицах города. И, конечно, диалог народа и власти — не будем забывать, что в конечном итоге фестиваль делается градообразующим предприятием — Объединенной металлургической компанией — для жителей города.

— Диалог возник, что дальше?

— А дальше начинается самое интересное: мы хотим путем внедрения нового искусства изменить самих людей, их отношение к собственному городу и вообще к жизни. Получится ли у нас это — судить сейчас невозможно, это можно будет оценить спустя годы. Но во всяком случае вот уже третий год в фестивале активно участвуют дети, молодежь. Растет поколение, которое каждый день на улицах города видит современные арт-объекты, изменяющие привычный пейзаж. Один из художников, Риккардо Мурелли, который проводил с выксунскими детьми мастер-класс, был просто потрясен тем, насколько тонко они чувствуют современные формы. «They have knowledge» — так он сказал.

— Но, наверное, детский восторг разделяют не все?

— Некоторые, конечно, ворчат. Мол, как так-то, у моего дома была нормальная серая стена, как у всех, а тут пришли ее разрисовали…

— Случаи вандализма были?

— Да, несколько скульптур с прошлого года разрушили. Но большинство работ все равно осталось. И потом, в этом году мы делаем очень прочные капитальные работы, надеюсь, они простоят долго и умрут своей смертью (смеется). Нет, я в буквальном смысле: Габор Соеке так и сказал про своего Единорога: пусть он темнеет — он его из некрашеного дерева сделал, — старится, постепенно разрушается, как настоящее живое существо. Но все равно он лет пятьдесят может простоять.

— По какому принципу вы отбирали работы на фестиваль?

— С каждым художником мы обсуждали тему нынешнего года: «Город-сад», и потом вместе из эскизов выбирнали те, которые наиболее адекватно отражали тему.

— А «Город-сад» это…

— «Город-сад» - это тема, имеющая достаточно длительную историю. Началось все с градостроительной идеи — в начале ХХ века нужно было разгрузить большие города. И в Англии, а потом и в России стали разрабатываться проекты «городов-садов», или зеленых городов —  что-то вроде пригородов с отдельными домами для рабочих семей. Сейчас, спустя сто с лишним лет, мы используем образ «Города-сада» как метафору идеального города.

— Объекты, которые построены на фестивале – как они связаны именно с этим пространством, именно с Выксунской землей? Если их переместить, смысл изменится?

— В принципе, любое произведение искусства может быть перенесено в любую точку мира. Но что касается тех объектов, которые мы видим, например, в парке, если их переместить из этого парка, из тех конкретных мест, где они расположены, они, конечно, что-то потеряют. Потому что суть лэнд-арта, то есть арт-объектов на природе, именно в тесной связи искусства и природной среды. Например, работа Мурелли состоит из линий, заключенных в квадрат. И восприятие художника таково, что все предметы для него являются прежде всего набором линий, например сосновый лес — это чистые вертикальные линии. Поэтому его работа приобретает особый смысл, когда находится именно там, где она сейчас, — среди высоких стройных линий-деревьев парка.

И особенно это касается стрит-арта и граффити, потому что они привязаны к конкретным зданиям. Мы ставили своей целью не просто разрисовать несколько домов, а выстроить определенную перспективу, так, чтобы росписи взаимодействовали между собой, чтобы получилась галерея под открытым небом.

— Люди понимают современных художников?

— Сложно сказать, но во всяком случае мы призываем всех приходить, общаться с художниками, участвовать в их работе и пробовать создавать что-то свое. По большей части получается очень позитивный диалог.  Суть паблик-арта в том, что художник выражает свой взгляд на мир, он может совпасть, а может и не совпасть со взглядом множества горожан, которые это видят. Но в любом случае возникает диалог между людьми и художником, и ради этого диалога, собственно, и организуются подобные паблик-арт фестивали.

К тому же многие наши художники не имеют академического образования, они всему научились на улице. И зачастую получается, что их видение мира, их работы отражают тенденции в современном обществе, которые понятны всем людям.

Интервью: Надежда Лукиянова

Фото: Роман Бородин

Пока нет комментариев

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

RSSВконтактеFacebookBellissimo в TwitterYouTubeGoogle+
Шоппинг со вкусом. ТРЦ Седьмое небо
Вход для пользователей
ГК «Столица Нижний»ЖК Новая КузнечихаЖК «Цветы»ЖК «Седьмое небо»ЖК «Аквамарин»Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний»ТЦ «Этажи»ТЦ «Республика»ТРЦ «Фантастика»ТРЦ «Седьмое небо»ТРЦ «Жар-Птица»Журнал «Столица Нижний»Газета «Патриоты Нижнего»МК в Нижнем Новгороде
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 409

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной
службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):
Свидетельство Эл № ФС77-60833 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Created by GraphitPowered by TreeGraph